Наши телефоны
+7 (495) 724-35-52
+7 (800) 250-35-52

Показать контакты

Механика протекционизма. Как устроена и как будет меняться правоприменительная практика квотирования закупок

Статьи, публикации, аналитические материалы по тематике закупок, снабжения и родственным темам.
 
Аватар пользователя
Алексеевич
Заказчик
 
Профиль
Сообщений: 3998
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 00:00
Благодарил (а): 151 раз.
Поблагодарили: 518 раз.

Механика протекционизма. Как устроена и как будет меняться правоприменительная практика квотирования закупок

Сообщение Алексеевич » 08 сен 2021, 17:35

За два года было принято множество системных решений для поддержки российского промышленного сектора: запреты и ограничения допуска иностранных товаров, национальные квоты, льготы и целевое финансирование.

Правовую основу этих решений составляют: а) система запретов в рамках постановления №616, ставящая заказчика перед выбором: либо закупать российскую продукцию, либо добиваться специальной милости Минпромторга на закупку иностранной; б) инструмент «третий лишний»; в) приказ Минфина № 126н, устанавливающий ценовую преференцию в пользу российских товаров. С прошлого года задействован еще один фундаментальный инструмент импортозамещения – минимальная доля закупок российских товаров «квотирование».

На VII практической конференции «Государственные, муниципальные и корпоративные закупки: новые правила, правоприменительная практика», которая прошла в Волгограде, Министерством промышленности и торговли была представлена исчерпывающая сводная информация о всех действующих нормах импортозамещения в виде презентации. На текущий момент, это самый полный объем наглядной правовой информации по данной теме. Предлагаем ознакомиться со слайдами Минпромторга:

Система запретов, применяемая в национальном режиме: (прим.: см. первоисточник)

Запрет это самостоятельный механизм. Если код продукции, которую заказчик планирует закупить, попадает в постановление по запрету, то он применяет только запрет.

Остальные инструменты работают только в связке между собой. Так, в ПП-2014 о квотировании установлено, что заказчик планирует свою закупочную деятельность по закупкам минимальной доли российской продукции на трехлетний период. Соответственно, механизмом реализации постановления являются ограничительные акты: в соответствии с последними осуществляется непосредственно закупка. Если не срабатывает правило «третий лишний», то применяется Приказ Минфина № 126н. В совокупности это образует систему условий.

Одним из эффективных инструментов Минпромторга оказалась система поиска российских аналогов в рамках действия ПП № 616. Больше всего российской продукции, согласно данным статистики Минпромторга, закупается в сферах: нацпроекты – 80%, автопром – 90%, спецтехника – 90%, станки – 75%

– Полноценно процедура поиска аналогов заработала с августа 2020 года, – комментирует Надежда Лещенко, заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга. За год работы постановления наблюдается неплохая динамика. В результате применения системы предотвращена закупка импортной продукции в размере более 43 млрд рублей. Характерно, что система пропускает импортный товар при отсутствии российских аналогов – разрешений такого рода выдано уже на 84 млрд рублей.

Постановление Правительства Российской Федерации № 616: (прим.: см. первоисточник)

Процедура подтверждения российскости, по мнению представителя Минпромторга, требует дальнейшего совершенствования и оцифровки. Это избавит производителей от бюрократических издержек, связанных с постановкой продукции на учет в ГИСП, а также ускорит время прохождения процедуры, снизив влияние человеческого фактора. В идеале система будет требовать однократной загрузки документов.

Важный нюанс в рамках ПП № 719 Минпромторг намерен продлить срок нахождения отечественной продукции в подтвержденном Реестре с одного до трех лет по всем видам продукции.

В применении трехлетнего режима существует ряд сложностей, связанных с локализованным производством. К примеру, в автомобилестроении применяется ежегодная система подтверждения локализации. Как ее будут сочетать с трехлетним пребыванием в Реестре ГИСП – пока не очень ясно. Кроме того сложности могут возникнуть с продукцией при производстве которой меняется технологический процесс. Циклы производства в легкой промышленности, металлургии и химпроме остаются одинаковыми на протяжении длительного времени. Однако в дискретном производстве (микроэлектронике, станкостроении, авиапроме) технологические процессы являются гибкими, и реализовать процедуру подтверждения в данных отраслях крайне трудно. Угадать, какую компонентную базу и материалы будет использовать номинальный «российский» производитель уже на следующей неделе – может только группа хорошо подготовленных специалистов со стороны контролирующих органов. Даже самым одаренным экспертам Торгово-промышленной палаты такая работа не по плечу.

Приняв во внимание это объективное требование здравого смысла, в Минцифры пошли на создание специальной экспертной группы. Проверять IT-сектор на соответствие требованиям российскости с июля уполномочен Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИКТ).

– Мы исходим из того, что собственно экспертиза заявки и программного продукта должна быть профессиональной, качественной и оплачиваемой деятельностью, за результат которой экспертная организация несет ответственность, – сообщил в недавнем интервью CNews замглавы Минцифры Максим Паршин. – В качестве экспертной организации был привлечен Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИКТ). При этом все полномочия членов экспертного совета сохранились. Заявки, поступающие на экспертизу, доступны всем членам экспертного совета в новой информационной системе реестра. Каждый при желании может параллельно с ЦКИКТ рассмотреть заявку, документацию, развернуть само программное решение и подготовить альтернативное экспертное заключение.

Система квотирования доказала свою эффективность на примере радиоэлектронной продукции, считают в Минпромторге, поэтому в дальнейшем планируется экстраполировать полученный опыт на другие отрасли.

Планы по развитию системы квотирования: (прим.: см. первоисточник)

Механизм квотирования является принципиально новым для российской контрактной системы, в том числе и с идеологической точки зрения. Он регламентируется двумя федеральными законами: ФЗ-249 и ФЗ-250. Минимальная доля закупок продукции российского происхождения установлена и государственных, и для корпоративных заказчиков.

У заказчиков, работающих в рамках 44-ФЗ установлена форма отчетности. Уже с 1 октября Федеральное казначейство задействует функцию отчетности в личных кабинетах пользователей ЕИС. Если по итогам закупочных процессов квота будет не выполнена, то заказчик сможет внести обоснование ее невыполнения. В рамках 223-ФЗ такая обязательность, увы, не предусмотрена: для госкорпораций выполнение квот – это дело сугубо добровольное.

По поручению Правительства до конца 2021 года в Минпромторге намерены навести порядок в Реестре продукции отечественного происхождения. Наполнение Реестра ГИСП происходит достаточно медленно. Таким образом, значительная часть потребности внутреннего рынка остается не закрытой. Со следующего года белых зон, в которых отсутствует российский производитель – не станет.

– Если мы будем выявлять позиции, по которым нет ни одного отечественного производителя, то данные позиции будут удаляться, – сообщила Надежда Лещенко, заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга. – Каждому коду ОКПД должно соответствовать как минимум два производителя. Три – в идеале, чтобы возникала внутренняя конкуренция и была возможность расчета адекватной конкурентной цены.

Обоснование цены контракта для закупки промышленных товаров

В рамках действия ПП-2014 в федеральном законе прописано, что расчет начальной максимальной цены контракта осуществляется, с учетом данных российских производителей, указанных в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП).

Механизм расчета НМЦК в рамках ПП-2014 также планируется скорректировать. Изменения планируется провести с очередной, осенней, порцией поправок «оптимизационного» пакета.

Возможности расчета НМЦК будут расширены за счет контрактов договоров по аналогичному товару.

– Если ранее осуществлялись такие закупки, и заказчик понимает, что в реестре никого нет, то у него появится возможность воспользоваться сведениями из ранее отработанных контрактов по аналогичному товару, – пояснила Надежда Лещенко.

В процедуре подтверждения страны происхождения будет изменен формат документации. (прим.: см. первоисточник)

На этапе подачи заявки будет декларироваться реестровый номер. А на этапе исполнения, потребуется предоставление исполнителем первичных документов, подтверждающих включение в Реестр продукции отечественного происхождения. Такая регулировка является реакцией на действия недобросовестных поставщиков, которые копируют выписки российских производителей, получивших подтверждение, и используют их для демпинга в конкурсных процедурах. Кроме того, это упростить жизнь заказчиков на этапе приемки.

Со стороны заказчиков сегодня возникает масса вопросов: как проверить товар на российскость, в том случае, когда это не очевидно. Это беспокойство родилось не на пустом месте. Ведь при возникновении проблем с контролирующими органами или прокуратурой, по поводу неисполнения национального режима – вся ответственность за приемку не российского товара ложится на плечи заказчика. Наличие подтверждающих детализированных документов: Акта экспертизы (содержащего информацию по коплектующим и технической документации) и Заключения министерства) даст заказчику возможность оперировать объективными данными о продукции.

Автор(ы): Андрей Троянский / Сетевой журнал "Цифровые Закупки"
Источник: https://zakupki-digital.ru/jekskljuziv/mehanika-protekcionizma/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
Опубликовано: Алексеевич
Служить бы рад, прислуживаться тошно /А.С. Грибоедов, "Горе от ума"/

 
Аватар пользователя
Алексеевич
Заказчик
 
Профиль
Сообщений: 3998
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 00:00
Благодарил (а): 151 раз.
Поблагодарили: 518 раз.

Re: Механика протекционизма. Как устроена и как будет меняться правоприменительная практика квотирования закупок

Сообщение Алексеевич » 08 сен 2021, 17:35

все-таки есть рациональные намерения:
Служба новостей писал(а):Важный нюанс в рамках ПП № 719 Минпромторг намерен продлить срок нахождения отечественной продукции в подтвержденном Реестре с одного до трех лет по всем видам продукции.


Служба новостей писал(а):Если мы будем выявлять позиции, по которым нет ни одного отечественного производителя, то данные позиции будут удаляться, – сообщила Надежда Лещенко, заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга. – Каждому коду ОКПД должно соответствовать как минимум два производителя. Три – в идеале, чтобы возникала внутренняя конкуренция и была возможность расчета адекватной конкурентной цены.


Служба новостей писал(а):Если ранее осуществлялись такие закупки, и заказчик понимает, что в реестре никого нет, то у него появится возможность воспользоваться сведениями из ранее отработанных контрактов по аналогичному товару, – пояснила Надежда Лещенко.
а вот подобная опция не помешала бы заказчикам при закупке товаров не только по ПП 616, но и по ПП 878
Служить бы рад, прислуживаться тошно /А.С. Грибоедов, "Горе от ума"/


Вернуться в Аналитика. Статьи и комментарии.

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1